Не люблю я российское кино о второй мировой. Стыдно ему становиться в один ряд с фильмами советскими. Вот уж где неискренность и пафос. Советские фильмы душу на части рвут, а эти фильм и досмотреть-то до конца сил нет, даже названия моментально из головы вылетают. Но есть фильмы-исключения. К таким приятным исключениям я уже довольно давно отнёс фильм "Кукушка", а вот теперь - "Полумгла".
Оба фильма, может, потому мне и понравились, что они и не про войну особо, а про человека во время войны. Даже не про человека, а про человечность. Они, по-своему, трогательные и именно такие фильмы мне почему-то запоминаются.
Тут кто-то вспомнит мой недавний отчёт о сентиментальном "молчании моря" и о невысказанной люпофи француженки и немецкого офицера. В "полумгле" нет никакого возвышенного чувства, зато в фильме есть душа.
Обратимся к сюжету. Бежит из госпиталя советский офицерик Гришка. Гришка явно был ранен и ран его не слишком затянулась. Хромает бедный. Но так, зараза. немцев ненавидит, что прямо из больничной палаты рвётся на фронт. Но на фронт его не пускают, раскусили подделанную подпись в справке и решили отправить на другое ответственное задание, где здоровая нога не так уж и нужна - строить аэронавигационную вышку где-то в тайге. Назначают его старшим и дают в подчинение 2 десятка пленных немцев. А парень их ой как не любит. Но что поделать? Приказ - есть приказ. В таёжной деревушке, где и необходимо, возводить вышку, тоже немцев не слишком жалуют. Оно и понятно - старики, женщины и дети, которые ждут своих мужей-отцов-детей или же давно получили похоронки (тут мне вспоминается фильм "джорджино", ну да не будем уходить в лес). Итак, немцев все не любят, все шпыняют. Написюнить фрицу в похлёбку - святое дело. Но постепенно отношение жителей деревни к пленным меняется, вот уже и кусок сала кто-то получил, а вот этому дали модные валенки, а этого пригласили в избу. В общем, жители и пленные начинают видеть друг в друге именно людей, а не машины для убийства. Немчура вливается в коллектив. Их капитан недоволен, утверждает что немецкие солдаты "опустились" до того, что стали похожи на русских, но братние уже не остановить. Они и медведя завалили, и рождество вместе справили. Идиллия.
Но вот известие от начальства - вышка больше не нужна. Строителей "списали". Списали через расстрел. И ведь самое главное не думаешь после этого - коварная красная армия перестреляла ребят хороших. Прекрасно понимаешь, что это военное время, что миллионы таких хороших ребят своими телами землю удобряют. Понимаешь. А легче не становится. фильм заканчивается на такой грустной молчаливой ноте - ни слёз, ни причитаний, а просто молчание, однако весьма красноречивое
трейлер:
Кстати, приятно удивило, что немцев в фильме играют немцы. И российские актёры свежие
Более всего, порадовал момент, где красноармеец раскуривает фашистский паспорт. Ну и немец в будёновке
Оба фильма, может, потому мне и понравились, что они и не про войну особо, а про человека во время войны. Даже не про человека, а про человечность. Они, по-своему, трогательные и именно такие фильмы мне почему-то запоминаются.
Тут кто-то вспомнит мой недавний отчёт о сентиментальном "молчании моря" и о невысказанной люпофи француженки и немецкого офицера. В "полумгле" нет никакого возвышенного чувства, зато в фильме есть душа.
Обратимся к сюжету. Бежит из госпиталя советский офицерик Гришка. Гришка явно был ранен и ран его не слишком затянулась. Хромает бедный. Но так, зараза. немцев ненавидит, что прямо из больничной палаты рвётся на фронт. Но на фронт его не пускают, раскусили подделанную подпись в справке и решили отправить на другое ответственное задание, где здоровая нога не так уж и нужна - строить аэронавигационную вышку где-то в тайге. Назначают его старшим и дают в подчинение 2 десятка пленных немцев. А парень их ой как не любит. Но что поделать? Приказ - есть приказ. В таёжной деревушке, где и необходимо, возводить вышку, тоже немцев не слишком жалуют. Оно и понятно - старики, женщины и дети, которые ждут своих мужей-отцов-детей или же давно получили похоронки (тут мне вспоминается фильм "джорджино", ну да не будем уходить в лес). Итак, немцев все не любят, все шпыняют. Написюнить фрицу в похлёбку - святое дело. Но постепенно отношение жителей деревни к пленным меняется, вот уже и кусок сала кто-то получил, а вот этому дали модные валенки, а этого пригласили в избу. В общем, жители и пленные начинают видеть друг в друге именно людей, а не машины для убийства. Немчура вливается в коллектив. Их капитан недоволен, утверждает что немецкие солдаты "опустились" до того, что стали похожи на русских, но братние уже не остановить. Они и медведя завалили, и рождество вместе справили. Идиллия.
Но вот известие от начальства - вышка больше не нужна. Строителей "списали". Списали через расстрел. И ведь самое главное не думаешь после этого - коварная красная армия перестреляла ребят хороших. Прекрасно понимаешь, что это военное время, что миллионы таких хороших ребят своими телами землю удобряют. Понимаешь. А легче не становится. фильм заканчивается на такой грустной молчаливой ноте - ни слёз, ни причитаний, а просто молчание, однако весьма красноречивое



трейлер:
Кстати, приятно удивило, что немцев в фильме играют немцы. И российские актёры свежие
Более всего, порадовал момент, где красноармеец раскуривает фашистский паспорт. Ну и немец в будёновке
Пленных расстреливали только в одном случае - если они представляли угрозу при наступлении немецких войск, да и то не всегда.